Авторский блог Василий Шахов 18:34 5 декабря 2015

Столетие Свиридова: энергетика духовности

На страницы новых хрестоматий и пособий по светской этике и духовности...

«А мои-то куряне опытные воины…»

«Малая родина» Георгия Васильевича С В И Р И Д О В А…

Утверждённый в 1870 г. герб Курска: «В серебряном поле синяя полоса и на оной три летящих куропатки». В 1878 г. утверждён герб Курской губернии: «В серебряном щите лазурная перевязь, обременённая тремя серебряными летящими куропатками. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою».

Курск, основанный вятичами в 1Х-ом столетии, расположен на правом берегу реки Тускари и разделяется на две части рекой Курой.

«…Боян бо въщий, аще кому хотяше пъснь творiти, то растъкашется мыслiю по древу, сърым вълком по земли, сизымъ орломъ подъ облакы…» - «…Тот Боян, исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву, Серым волком по полю кружил, Как орёл под облаком парил, Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских побед. Знал немало подвигов и схваток. И на стадо лебедей чуть свет Выпускал он соколов… - в переложении Николая Заболоцкого звучит слово Б о я н а В е щ е г о. - Наш Боян… вспомнив дни былые, Вещие персты он подымал И на струны возлагал живые. - Вздрагивали струны, трепетали…».

События, связанные с Курском, Доном Великим, «синим Доном»: «…Седлай же, брат, своих борзых коней, а мои-то готовы, уже оседланы у Курска. А мои-то куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги им знаемы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли навострены; сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю - славы…».

Курско-орловская , рязанско-воронежская земля (включая территории, ныне находящиеся в пределах Липецкого края) - земля былинная, древняя… Иван Бунин поэтически «реконструирует» мифологические события, героями которых были русские витязи Святогор и Илья («На гривастых конях на косматых, На златых стременах на разлатых, Едут братья, меньшой и старшой, Едут сутки, и двое, и трое, Видят в поле корыто простое, Наезжают - ан гроб, да большой: Гроб глубокий, из дуба долблёный, С чёрной крышей, тяжелой, томленой, Вот и поднял её Святогор…». Молодецкое озорство могучего витязя: лёг он в гроб, накрылся тяжеленнейшей крышкой и шутливо обращается к своему былинному спутнику: «А впору! Помоги-ка, Илья, Святогору Снова выйти на божий простор!». Однако события приобретают откровенно трагедийный характер («Обнял крышу Илья, усмехнулся, Во всю грузную печень надулся, Двинул кверху… Да, нет, погоди! «Ты мечом!» - слышен голос из гроба. Он за меч, - занимается злоба, Загорается сердце в груди…»). Напряженно-драматическое развитие сюжета («Но и меч не берёт: с виду рубит, Да не делает дела, а губит: Где ударит - там обруч готов, Нарастает железная скрепа: Не подняться из гробного склепа Святогору вовеки веков!»). Трагедийный финал («Кинул биться Илья - божья воля. Едет прочь вдоль широкого поля, Утирает слезу… Отняла Русской силы Земля половину: Выезжай на иную путину, На иные дела!»). Под стихотворением «Святогор и Илья» дата написания: 23. 1. 1916 г. Шла первая мировая война…

Автобиографический герой бунинской «Жизни Арсеньева», познавший и полюбивший ещё в раннем детстве «поэзию забытых больших дорог», вслушивался в повествования о том, как через Курск, Воронеж, Донские степи, Муравским шляхом, Калмиюсскою и Изюмскою дорогами «татарове приходили на Русь». Алексей Арсеньев запомнил отцовские слова о том, что «этими местами шёл когда-то с низов на Москву и по пути дотла разорил наш город сам Мамай… Татары, Мамай… Несомненно, что именно в этот вечер впервые коснулось меня сознанье, что я русский и живу в России… и я вдруг почувствовал эту Россию, почувствовал её прошлое и настоящее».

………………………………………………………………………………………………

В годы Великой Отечественной войны Леонид Леонов в публицистическом эссе «Слава России» размышлял: «Вот опять матёрый враг России пробует силу и крепость твою, русский человек. Он пристально ищет твоё сердце поверх мушки своей винтовки, или в прицельной трубке орудия, или из смотровой танковой щели. Неутомимую бессонную ненависть читаешь ты в его прищуренном глазу… Ты не один в этой огневой буре, русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый мастеровой Пётр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минутку спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей!.. И куда бы ни отправлялись за далёкие рубежи, кланялись в пояс родимой, и был слаще меду горький, полынный прах её дорог. И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословенье матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла…».

……………………………………………………………………………………………………

БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ СПРАВКА ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ: Свиридов Г. В. Георгий (Юрий) Васильевич (р. 3(16) XII 1915, г. Фатеж, ныне Курской обл.) - сов. композитор, пианист и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1970). Герой Социалистич. Труда (1975). Деп. Верх. Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов. Секретарь CK СССР (1962-74), 1-й секретарь CK РСФСР (1968-1973). Род. в семье почтового служащего. Начальное муз. образование получил в муз. школе Курска (1929-1932), в 1932-36 учился в 1-м Ленингр. муз. техникуме у И. А. Браудо (фп.) и М. А. Юдина (композиция). В 1936 поступил в Ленингр. консерваторию (класс П. Б. Рязанова), с 1937 до окончания консерватории (1941) занимался у Д. Д. Шостаковича. С 1956 живёт в Москве. Дебютировал в 1935 циклом романсов на сл. А. С. Пушкина, в к-рых выявились характерные черты индивидуального стиля С. - яркий мелодизм, гармонич. свежесть, простота фактуры. В ряде произв. 40-х гг. проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вок. поэма "Страна отцов" на сл. А. С. Исаакяна (1950) и цикл песен на сл. Р. Бёрнса (1955) - первые произв. зрелого периода творчества С.; дальнейшие сочинения композитора поставили его в ряд выдающихся мастеров сов. музыки.

Свиридов и Александр Блок… Философско-эпическое повествование о России

(«Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, — Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одно заботой боле — Одной слезой река шумней А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..» «РОССИЯ»). Вокальный цикл Георгия Свиридова "Страна отцов " на стихи А. Исаакяна: «Матери»: «От родимой страны удалился Я, изгнанник, без крова и сна, С милой матерью я разлучился, Бедный странник, лишился я сна». Слово и образ… Изобразительно-выразительные возможности словесной пластики и пластики музыкально-психологической – в их синтезе, «сплаве». - «С гор вы, пестрые птицы, летите, Не пришлось ли вам мать повстречать? Ветерки, вы с морей шелестите, Не послала ль привета мне мать?». Глубина «диалектики души», «музыка сердца»…- «Ветерки пролетели бесшумно, Птицы мимо промчались на юг. Мимо сердца с тоскою безумной - Улетели бесшумно на юг. По лицу, да по ласковой речи Стосковался я, мать моя, джан,*Был бы сном я - далече, далече Полетел бы к тебе, моя джан». *Д ж а н - ласкательное название (Прим. Блока).
* * * ****************************************************************** Движение жизни… Движение искусства… «Идеи времени»… «Формы времени»… Судьбы человеческие…- «Во долине, в долине Сално* боевой, Ранен в грудь, умирает гайдук. Рана - розы раскрытой цветок огневой, Ствол ружья выпадает из рук». *С а л н о - горная местность в турецкой Армении. (Прим Блока ).«Запевает кузнечик в кровавых полях, И, в объятьях предсмертного сна, Видит павший гайдук, видит в сонных мечтах, Что свободна родная страна... Снится нива - колосья под ветром звенят, Снится - звякая, блещет коса, Мирно девушки сено гребут - и звучат, Всё о нем их звенят голоса»... Драматизм, трагизм жизненных коллизий… Человек и Природа… Добро и Зло… Смысл человеческого бытия… Шаги Истории самой… - «Над долиной Салнб туча хмуро встает, И слезами увлажился дол. И сраженному черные очи клюет Опустившийся в поле орел»... (Перевод: Александр Блок). Дети разных народов… Быт и бытие разных народов… Общечеловеческие идеалы («МОЕЙ РОДИНЕ»): «Отчизна, к склону твоему Весенней розой льну, К родному лону твоему Пшеничной нивой льну. Я слышу твой любовный зов, Цветистый твой язык;
Твой древний образ – светел, нов – Передо мной возник. Сверкает день грядущий твой,
Лучами осиян. Обрел величье ты, родной, Бессмертный Айастан (Перевод Т. Спендиаровой).
* * *
Все - суета. Все - проходящий сон.
И свет звезды - свет гибели мгновенной
И человек ничто.
Пылинкой в мире он.
Но боль его громаднее Вселенной. **********************************************************************************************************************************************************

1.Слава отцов (из поэмы страна отцов). Свиридов. Исаакян

2. В дальний путь! (из поэмы страна отцов). Свиридов. Исаакян

3. Песнь о хлебе (дуэт). (из поэмы страна отцов). Свиридов. Исаакян

4. Был бы у меня баштан (из поэмы страна отцов). Свиридов. Исаакян

5. Долина Сално. (из поэмы страна отцов). Свиридов. Исаакян

6. Чёрный орёл. (из поэмы страна отцов). Свиридов. Исаакян

7. Моей матери. (из поэмы страна отцов). Свиридов. Исаакян

8. Дым отечества (из поэмы страна отцов). Свиридов. Исаакян

9. Бранный клич (дуэт). (из поэмы страна отцов). Свиридов. Исаакян

10. Сестре. (из поэмы страна отцов). Свиридов. Исаакян

11. Моя Родина (дуэт). (из поэмы страна отцов). Свиридов. Исаакян

* * *
… А мне Россия навек люба, в судьбе России — моя судьба.
Мой век суровый, мой день крутой гудит громово: «Иди, не стой!»
Идёт Россия — врагов гроза, синее синих её глаза, синее синих
озёр и рек, сильнее сильных её разбег!
Неповторима, вольным-вольна, необорима в грозе она!
С ней, непоборной, иду, как в бой, дорогой горной, тропой любой.
Всё в ней, в Отчизне, кругом моё, и нету жизни мне без неё!..
Александр П Р О К О Ф Ь Е В.

Георгий Свиридов и Александр Прокофьев… В творчестве самобытного лирика Александра Прокофьева композитор Свиридов «почувствовал» родственность и близость эстетического и нравственно-духовного идеала… - «Великая кудесница Россия! На севере еще дымят снега, а юг уже в цвету. И небо синее. И море плещет лаской в берега. И я живу, дышу твоей судьбою и надышаться не могу. Перед тобой, как перед матерью седою, в большом и вечном остаюсь долгу».

Великая тема, к которой обращались Ломоносов и Державин, Пушкин и Лермонтов, Тургенев и Некрасов, Толстой и Чехов, М.Горький и Бунин. Великая тема, которую гениально воплощали Глинка и Верстовский, Бородин и Чайковский, Римский-Корсаков и Рахманинов… Тема Родины, тема Отчизны, тема Отечества, тема России… -«Тебя душили орды Чингисхана. Топтала, жгла коричневая мразь. Но ты из века в век, залечивая раны, врагу на милость не сдалась. Так много было у тебя врагов: и здесь, и там, у дальних берегов. Готовых смять тебя, до нитки разорить, живую душу русскую убить».

Композитору Свиридову были созвучны пафос и психологическая энергетика лирика Прокофьева… - «Стояли насмерть за тебя солдаты и при Петре, и в наш Двадцатый век, творя свой суд над супостатом, чтоб свет России не померк. Россия! Я из тех твоих парней, кто уцелел. Кого не взял окопный тлен. Кто кровью за тебя платил своей, и ничего не требовал взамен». И поэт, и композитор «озаботились» «вечными» вопросами бытия Человека… Исторические пути и перепутья Державы… - «Двадцатый век послал десятому свое короткое послание: «Россия так и не воспрянула, не одолела испытания!» …Россия шла к тысячелетию путями трудными, суровыми. Скажи, Россия, моя родина, когда пойдешь путями новыми? Россия, что склонила голову, согнулась, к бедствиям привычная. Скажи, Россия, моя родина, о чем ты плачешь, горемычная?»

«Оптимистическая трагедия»… «Война и мир»… - «Не плачь, Россия, слезы высуши – пусть видят все, что ты красивая! Скажи, Россия, моя родина, о чем смеешься ты, счастливая? Россия, глянь, как расширяются твои пределы необъятные. Скажи, Россия, моя родина, куда ты смотришь, благодатная? Смотри, Россия, Русь былинная, как твой народ устал от бремени. Скажи, Россия, моя родина, дождется ль он другого времени?»

Образ словесный и образ музыкальный… Взаимообогащение, взаимопроникновение, творчески-поэтический «синтез»…- «Россия, ты одних лелеяла, других – не жаловала милостью. Скажи, Россия, моя родина, чем не цари – князья Российские? Россия, зря ты не заметила, как чуждым духом заполняешься. Скажи, Россия, моя родина, чего ты дремлешь-дожидаешься? Россия, ты забыла вольницу? Хотя б на то – и Новгородскую?
Скажи, Россия, моя родина, кто волю выкажет господскую?»

Поэтический синтаксис… Риторические вопросы… Риторические восклицания… Пафос и интимно-личностное переживание… Историческое эхо… «Суть времени»… «Даль памяти»… «Вечный зов»… - «Россия, сколько нужно ярости, чтоб в пепел обратилось золото? Скажи, Россия, моя родина, когда София грянет в колокол? Как грянет, так и перекрестятся… Россия до земли поклонится… Скажи, Россия, моя родина, чем двадцать первый век запомнится? …А двадцать первый век задумчиво прочел депешу – от десятого: «Не Африка и не Америка, Россия – боль Христа распятого…» (Май 2009 г.).

* * *

КОМПОЗИТОР СВИРИДОВ – ЛАУРЕАТ ЕСЕНИНСКОЙ ПРЕМИИ

"...А если Сергей Есенин так сильно любил свои удивительные "конопляники с широким месяцем над голубым прудом", то разве могло быть иначе? Не там ли пролегают самые толстые, вековые корни обширной нашей страны?.."

ЛЕОНИД Л Е О Н О В.

Страноведение... Регионоведение... Краеведение... Приступая, наконец, к написанию новых учебников по отечественной и мировой истории, все имеющие отношение к воспитанию и образованию подрастающего поколения просто обязаны решительно отмести "накипь" лжи, фальсификаций, лукаво-коньюнктурных измышлений об истории Русской Державы. Никто не забыт; ничто не забыто... Необходимо восстановить нравственно-духовный д и а л о г с классикой...

В числе достойнейших "открывателей путей", заступников и печальников, просветителей, великих Мастеров - Сергей ЕСЕНИН и Георгий СВИРИДОВ...

...Страницы биографий классиков... Преемственность поколений... Светло-печальная память об ушедших... Заветное слово напутствия и упования... Отмечая 100-летие со дня рождения Г.В. Свиридова и 90-летие трагического у х о д а С.А. Есенина , мы вновь и вновь обращаемся к знаменательным страницам отечественной культуры...

РЯЗАНСКО-РОССИЙСКАЯ ЕСЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ

...Архивные и библиографические разыскания предоставляют возможность воссоздать страницы биографий, творческих контактов, полемических баталий, нравственно-духовных сближений и отталкиваний... Вот и при вручении Есенинской премии великому русскому композитору было немало бытийно-психологически значимого, примечательного, общеинтересного...

Газетные, журнальные "репортажи"... Георгий Васильевич недомогал, поэтому в Рязань прибыть тогда не смог... Рязанская делегация прибыла в Москву...

...Информационное сообщение газеты "З А В Т Р А":

"На этой встрече не было ни телевидения, ни корреспондентов популярных газет. Еще бы, одновременно в ресторане “Серебряный век” присуждали премии антиБукера новомодным поэтам, прозаикам, драматургам. На антиБукере были в полном составе заместители министра культуры России, послы иностранных держав, был сам разрушитель нашей державы Михаил Горбачев, выступивший, как всегда, с несвязной речью, запутавшийся в именах лауреатов и признавшийся, что он никого из них не читал. Там царила нынешняя вымороченная культура, и что ей до нашего великого современника, — может быть, последнего представителя великой русской культуры XX века.
_____Может быть и хорошо, что не явились телевизионщики и бульварные журналюги. В суете фотовспышек и гудении телекамер вряд ли возникла бы та душевная, духовная атмосфера, которая позволила разговориться Георгию Васильевичу Свиридову. Есенинскую премию светлому русскому гению вручал глава администрации Рязани. На встрече присутствовали русские писатели, деятели культуры, ученые. Им нечего было делать ни в ресторане “Серебряный век”, где торжествовали “новые русские”, ни на приеме у Джорджа Сороса, который в это же время был устроен для наших культурных коллаборационистов в Президент-отеле. Думаю, время покажет, какая из этих трех встреч окажется более живительной для русской культуры".

....................................................................................................................
Председатель Союза писателей России Валерий Ганичев (ведущий встречи):
"Здесь, в Союзе писателей России, собирается цвет нашей литературы. Здесь происходило немало торжественных событий. Но все-таки сегодня особый день. Вручается премия имени Сергея Есенина, сразу завоевавшая большое признание в культурном мире. Это премия Рязанской земли, и в то же время к этой премии имеем отношение все мы. Эта премия вручается сегодня выдающемуся нашему соотечественнику, гениальному композитору Георгию Васильевичу Свиридову. Можно спросить, почему здесь, в Союзе писателей, вручается премия композитору? Георгий Васильевич Свиридов — человек необычайной культуры, он вбирает в себя все виды искусства. Он знает Сергея Есенина лучше многих литературоведов. Он писал и пишет музыку на стихи наших великих поэтов — Пушкина, Тютчева, Блока… Его супруга как-то сказала, что по Блоку Свиридов мог бы защитить докторскую диссертацию. И конечно, Сергей Есенин, столь близкий ему поэт… Есенина называли “Божьей дудкой”, Георгия Васильевича можно было бы назвать “Божьим звуком”, “Божьим голосом”. Через него звучит великая музыка нашего народа. Мы недавно были на концерте духовной музыки по произведениям Георгия Свиридова. Духовная музыка снова возвратилась к нашему народу. Георгий Васильевич внимательно следит за культурой России, он не боится высказывать свои взгляды. Как жаль, что его осмысление многих явлений культуры недоступно широкому зрителю. Каждое его выступление — это не казенная речь, но еще одно духовное открытие. Для меня чрезвычайно важными показались его слова о том, что музыка — это не просто какая-то звуковая композиция, пусть и доведенная до технического совершенства, а движение нашей национальной жизни. Как духовно-нравственное развитие народа. Музыка Георгия Свиридова и дает нам такой пример духовного развития. Мы можем себя считать очень защищенными, когда рядом с нами живет такой гений.
_____Есенинские премии уже вручены Валентину Распутину, Станиславу Куняеву… Определен высочайший уровень премии. Как дальше рязанцы будут поддерживать подобный уровень, даже трудно сказать. А сейчас для вручения премии я предоставляю слово не мэру, — в Рязани отменили это словесное заимствование — а главе администрации города Рязани Павлу Дмитриевичу Маматову".
_____Павел Дмитриевич МАМАТОВ: "Одиннадцатого января 1997 года на сцене театра, носящего имя Сергея Александровича Есенина, состоялось торжественное мероприятие, на котором вручались есенинские премии. Премия была учреждена нами в 1995 году, к столетию со дня рождения великого русского поэта. В этом году мы уже второй раз награждали наших юбиляров. Среди них на земле Рязанской не смог, к сожалению, побывать Георгий Васильевич Свиридов. Я очень рад, что мне, начинающему главе администрации города Рязани, предоставлена такая почетная возможность — вручить есенинскую премию великому русскому композитору… Решением Комитета по Всероссийской Есенинской премии присуждена премия в размере 15 миллионов рублей за большой цикл музыкальных произведений на стихи Сергея Александровича Есенина композитору Свиридову Георгию Васильевичу. Комитет отмечает выдающийся вклад в сохранение и развитие отечественной и мировой культуры. Сегодня вместе с премией вам вручается диплом лауреата… (Идет вручение премии и диплома. Аплодисменты). Именной есенинский знак и наша медаль — как сувенир к 900-летию города Рязани…
_____От имени всех рязанцев я искренне хотел бы передать вам огромный человеческий привет, пожелать крепкого здоровья и новых музыкальных произведений"…

........................................................................................................................

Весомое, ёмкое слово выдающегося писателя Валентина РАСПУТИНА: "...Десять дней назад мы ездили в Рязань и были очень тепло встречены. Валерий Николаевич Ганичев прав: пожалуй, планка премии оказалась настолько высокой, что в следующий раз Рязани будет трудно выдержать все на такой же высоте. Как соревноваться со списком лауреатов 97-го года? Будем надеяться, что к тому времени определятся новые громкие имена. Соперничество всегда приятно и полезно для развития…
_____Я не был в Рязани с 1988 года, с тех пор она настолько изменилась, что я не узнал город… Кстати, на наших глазах с бывшей мэрии сняли вывеску “Мэрия” и прикрепили вывеску с новым названием администрации города. Это приятно, конечно. Мы увидели какой-то новый город. 900 лет Рязани — и она так обновлена, что только из-за этого можно туда поехать и посмотреть… Сейчас к власти пришла новая администрация — и областная, и городская. Очень симпатичные люди, патриоты. Это заметно сразу. Мы много говорили с руководством города. Я понял, что есенинская премия — не просто дань моде. Для Рязани это чрезвычайно важно. Разумеется, и Есенинскую премию можно было сделать чисто галочным событием. Мы же увидели искреннее радушие и тепло. Это тепло из Рязани передалось и сюда, в зал Союза писателей. Мы еще в Рязани постоянно вспоминали Георгия Васильевича. Вот и здесь, в этом зале, собрались люди, которые знают и любят вас, Георгий Васильевич. Рад и я возможности еще раз увидеться с вами. Надо бы, конечно, каждый год давать премию Георгию Васильевичу — только ради того, чтобы вытаскивать его к нам, в Союз писателей, чтобы слушать его дивные выступления… Каждый его концерт — важное музыкальное и культурное событие. Событие для всех, кто бывает в Консерватории, в любом концертном зале. Конечно, люди идут слушать его музыку, но если удастся увидеть и послушать его — совсем хорошо.
_____Я рад поздравить и Георгия Васильевича, и учредителей премии… Как много это значит для искусства! Во-первых, это Есенин. Во-вторых, это — Рязань. Многострадальная русская Рязань, с богатейшей историей — старше Москвы. Будем надеяться, что с приходом новых людей рязанский крестный путь мало-помалу превратится в путь, ведущий к успеху".

.......................................................................................................................

Из выступления замечательного лирика Владимира КОСТРОВА: " Александр Сергеевич Пушкин любил музыку и считал ее единственным видом искусства, который равен или выше поэзии. Музыка организует, может быть, самое главное в духовной сути человека… С Георгием Васильевичем Свиридовым мы общаемся давно. Я уверен — это какой-то знак благословения на Россию выпал, что у нас есть Свиридов. Несколько людей такого масштаба есть в России. И они действуют. И действуют в глубинной, художественной форме. Может быть, о России большего нельзя сказать, чем сказал Свиридов своим “Пушкинским венком”. Его иллюстрации к “Метели” сильнее самых многолюдных митингов. Я не отрицаю митинги и демонстрации, но какой-то самый верный знак времени дают художники. И это знак того, что Господь нас не оставил. Что Господь с нами, с Россией…
_____Присуждение премии важно и само по себе. Но связанное с великим именем Есенина, оно дает новое духовное качество. Знак этого высшего качества все время проявляется в России, несмотря на все нынешние трудности. Я благодарю Бога, что России дан знак в виде музыки Георгия Свиридова. Конечно, большое спасибо рязанцам, Союзу писателей России. И большое спасибо замечательному русскому человеку, русскому композитору Георгию Свиридову".

........................................................................................................................

Многие годы поддерживал творческие контакты со старшим современником
Станислав КУНЯЕВ: "У Георгия Васильевича Свиридова есть как бы явная, всем известная деятельность — это его музыка. И есть глубоко личное — это литература. Досадно, что эта сторона жизни до сих пор не стала нашим общим достоянием. Когда мы с сыном работали над книгой о Есенине, мы приезжали к Георгию Васильевичу и заводили разговоры о творчестве Сергея Есенина. Удивительно много глубоких сильных мыслей и убеждений, выработанных всей жизнью, услышали мы от Георгия Свиридова, — размышлений, накопившихся десятилетиями обдумывания его поэзии. Это была как бы итоговая импровизация, за которой скрывались долгие годы размышлений и переживаний. Большая жизнь художника. Глубокое вживание в Есенина. Многие из этих стратегически важных мыслей вошли в нашу книгу о Есенине. Работая над книгой, мы вспоминали, что Георгий Васильевич говорил о Есенине. И не только о Есенине. Удивительные размышления о Николае Клюеве. Я помню, несколько раз мы разговаривали на даче о том, какой крупный, какой значительный, своеобразно понимаемый им поэт Николай Клюев. Я помню, что говорил Свиридов о становлении Консерватории, как он высоко и своеобразно — как никто другой — ценит музыку Мусоргского. Это просто кладезь мыслей, чувств за весь наш век. И, конечно, это все должно быть написано или надиктовано Георгием Васильевичем для нас. Надеюсь, Георгий Васильевич соберется с силами и нас, литераторов, еще многому научит. Надеюсь, это все будет опубликовано у нас, в журнале “Наш современник”. Свиридов — не случайный человек в литературе. Справедливо, что именно в Союзе писателей вручается ему есенинская премия. Поздравляю вас, Георгий Васильевич!"

.......................................................................................................................

... Ведущий встречи Валерий ГАНИЧЕВ поделился незабываемо-заветным: "...вспомнил, как мы вместе с Владимиром Крупиным, покойным Юрием Селиверстовым, Валентином Распутиным и Виктором Астафьевым были у Георгия Васильевича. Я там спрашиваю у Селиверстова: почему у тебя в галерее русских философов, русских мыслителей — вдруг композитор Мусоргский? Юра мне ответил, что ему Георгий Васильевич Свиридов сказал, что Мусоргский слышал музыку разрушающихся царств. Это так точно, и нельзя было не отнести Мусоргского к русским философам.
_____Владимир КРУПИН: "Звучат слова и “вечность”, и “век”, и “русскость”. Сейчас все думают, за кем останется в России, в культуре русской XX век. Все жадно пытаются его захватить. Уже кричат со всех углов: “великий Бродский”, “великий Пастернак”. А нам совершенно ясно и спокойно, что великий поэт XX века — Сергей Есенин… Такая же лихорадка и в музыке. Все кричат: вот Шонберг, Хиндемит, вот Шостакович. А нам ясно и спокойно, что величайший композитор XX века — Георгий Свиридов! Соединение двух великих имен по воле Божьей именно в России, именно на русской земле — это такая огромная радость. Это наша защищенность. Свиридов как бы и не писал музыку сам, а услышал с небес. Это моцартианское начало. Убрать из нашей жизни музыку Свиридова — и мы все обеднеем. Сиротская доля наступит. Как будто есенинские или блоковские слова ждали музыки, мелодии Георгия Свиридова, как будто эти стихи для него были написаны.
_____Нам остается пожелать Георгию Васильевичу доброго здоровья, чтобы мы все вместе дружно вошли в третье тысячелетие с полной уверенностью, что Россия осчастливила мир".
_____Юрий ПРОКУШЕВ: "Перенесемся все на сорок с лишним лет назад. Зал Чайковского, 31 мая 1956 года, первое исполнение “Памяти Сергея Есенина”. В зале — Александра Александровна, родные и близкие Есенина. Мы были потрясены свиридовской музыкой. Георгий Васильевич, может быть, первым прочувствовал всю глубину есенинской поэзии, — то, что вся страна поняла только к столетию поэта. Потом мы поехали к вам в московскую квартиру"…
_____Георгий СВИРИДОВ: "Помню, я только что переехал в Москву. До этого меня сюда не пускали жить… Времена были такие"…
_____Юрий ПРОКУШЕВ: "Я смотрю на вас, слушаю вас и не верю, что это было сорок лет назад. Вы такой же, как и тогда были… Я хочу подарить вам первый том академического издания сочинений Есенина. В этом году должны все восемь томов выйти. Классику русской музыки я дарю классика русской поэзии. Великому композитору Свиридову, открывшему мир музыки гениального Есенина. Спасибо — и низкий поклон!"
_____Владимир БОНДАРЕНКО:"Я согласен с теми, кто считает Георгия Васильевича Свиридова крупнейшим композитором XX столетия. Согласен со Станиславом Куняевым, что воспоминания и размышления Георгия Свиридова могли бы обогатить нашу духовную мысль, вошли бы в сокровищницу русской литературы. Надеюсь, что так и произойдет, ибо не может Георгий Васильевич все свои глубочайшие суждения о русской и мировой культуре утаить от своих слушателей. Надеюсь, что состоится и наша беседа с Георгием Васильевичем о русской истории, о РАППе и коллективизации, о судьбе народной музыки и о иерархии музыкальных ценностей. Я знаю, что при всей своей глубочайшей культуре, при погруженности в мир музыки и искусства Георгий Васильевич никогда не был чистым эстетом, не чурался жизни и жизненных проблем, не отказывался от своего “Время, вперед”, не боялся противостоять реальному злу. У Георгия Васильевича, как говорят, абсолютный слух не только на музыку, на звук, но и на слово. Кто еще так чувствует русскую душу, русскую стихию, русскую поэзию? Не случайно он раз за разом обращается к стихам Пушкина и Есенина, Блока и Тютчева. Но он внимательно следит и за современным художественным словом, и за гражданским, публицистическим словом.
_____Не случайно и то, что премию Свиридову вручает земляк Есенина, рязанский глава администрации. Песенная стихия великого русского поэта сродни музыке Георгия Свиридова.
_____И еще, музыка Свиридова — православная музыка не только тогда, когда обращена к Церкви. Она православна по сути своей, и потому еще в период нынешней государственной, национальной трагедии нужна всем русским как воздух.
_____Пройдет время — и все мы, присутствующие в этом зале, будем гордиться уже тем, что были участниками чуда общения с великим нашим современником. Наше духовное общение — как незримая и неслышная часть вашей небесной музыки.
_____Я знаю, что вы, Георгий Васильевич, всегда внимательно читаете газету “Завтра”. Передаю вам нижайший поклон от всех наших читателей. И до встречи на страницах газеты “Завтра”. Побед вам нескончаемых и новых великих творений!".

*******************************************************************

ЗАВЕТНОЕ СЛОВО ВЕЛИКОГО КОМПОЗИТОРА

_____Я — не россиянин. Потому что россиянином может быть и папуас. И прекрасно он может жить в России. На здоровье, пусть живет. Но русский человек — это русский человек. Во мне течет русская кровь. Я не считаю, что я лучше других, более замечательный. Но вот я такой, как есть — русский человек. И этим горжусь. Я призываю вас с высоты своего возраста, и не сердитесь на меня, что я так говорю: надо гордиться, что мы — русские люди!
_____Я хочу еще раз пожелать вам всем творческого успеха. Пожелать больше дружности! С этим у нас часто очень плохо дело обстоит. Я в Союзе композиторов не бываю совсем. Вот видите — к вам прихожу. Здесь я больше вижу возможностей говорить то, что я говорю. У нас всюду, во всех организациях много ссор. Это нам очень вредит. Я призываю вас, самое главное, к творчеству, к любви братской, к чувству человеческого достоинства!
_____Спасибо большое! Благодарю всех!".

********************************************************************

"...Я чувствую тайную связь с землей..."

"Я прожил долгую жизнь и в своей музыке отразил метания русского человека"...

ГЕОРГИЙ С В И Р И Д О В.
" Дорогие друзья, дорогие товарищи! Я, конечно, знал, что приду сюда и что-то надо будет сказать. Поблагодарить. И я думал все эти дни, как это сделать. Оратор я плохой…
_____Понимаете, я встретил здесь такое общество, к которому не просто должен обратиться… Это, я бы сказал, исключительно дорогое мне общество. Конечно, я прежде всего благодарю за высокую честь, которой удостоился. Я счастлив и всегда буду этой премией гордиться. Всегда, до гробовой доски. Никакие обстоятельства жизни не могут повлиять на это. Эта премия наполняет меня чувством гордости. За последнее время произошли некоторые события, которые меня радуют, несмотря на все сложности нашей жизни. Я счастлив видеть на Тверском бульваре памятник Сергею Есенину. Должен сказать, что памятник, во-первых, мне нравится сам по себе. Нравится не только потому, что наконец власти почтили память великого поэта, но и как произведение искусства он, позволю себе сказать, производит большое впечатление. Может, я ошибусь, и очень был бы опечален этим, — но я хотел бы думать, что этот памятник станет любимым, как памятник Пушкину здесь, в Москве, как памятник Пушкину в Ленинграде Аникушина. Это монументы, которые представляют нашу Россию. Аникушинский памятник перекликается такой траекторией с Медным всадником. И его поместили недалеко, и они стоят как вершины русской государственной мысли, вершины творческой мысли. Я счастлив видеть это. Мне кажется, что памятник Сергею Есенину — такое же замечательное произведение искусства.
_____Во-вторых, те товарищи, которые участвовали в установке памятника Сергею Есенину, насколько я знаю, сделали все, чтобы памятник был установлен в хорошем месте. Я присутствовал на собраниях, посвященных установке памятника, и знаю, какая шла борьба за место, где установлен памятник. Это все колоссальной сложности вопросы. Я знаю, как в свое время загубили великий памятник, который до сих пор стоит у Аникушина дома, и он его чуть не сломал. Для него и место было выбрано, декорирован кусок бульвара, но кто-то распорядился — и памятник так и не поставили. Насколько я знаю, и памятник Сергею Есенину не хотели ставить именно там, где он стоит. А это очень правильное место, потому что сам Есенин жил в доме напротив, был всегда связан с Камерным театром. Я сам был позднее связан с этим театром и поэтому хорошо все знаю. Это действительно есенинский уголок. Очень хорошо, что памятник там стоит. Вообще замечательно, что памятник Есенину стоит рядом с Пушкиным. Это правильно, с моей точки зрения. Это наполняет меня радостью. Хорошо также, что учреждена Есенинская премия. Замечательно! Это справедливо! Это все давно должно было быть сделано. Но оттого, что это было сделано с такими страшными препонами, с такими трудностями, тем более радостно. А в этих трудностях и препонах, как и в биографии Сергея Есенина, отразилась вся наша жизнь. Жизнь нашей страны, нашего народа. Наша с вами жизнь. К сожалению, Россия живет трудной жизнью. Все идет сложно. Прокушев показывал сейчас программку первого исполнения моего сочинения о Есенине. Я смотрю программку — у меня-то ее нет, давно ее не видел, — и вспоминаю, каких трудов стоило, чтобы есенинское произведение играли. А каких трудов стоило не дать зашельмовать его критикой. Я даже не говорю специально о себе. Это шире. Это — отношение к Есенину. Вы все знаете, какие сложности претерпели авторы замечательной книги о Сергее Есенине — Куняевы. Я считаю, это большое достижение. Этой книгой открывается настоящая литература о Есенине.
_____Извините, что я в таком высококультурном интеллектуальном обществе говорю не о своем профессиональном деле, но тут дело не в профессии. Есенин — редкостная фигура. Редкостный человек. Мы привыкли к поношению России за последнее время. Я не хочу привыкать. Мне надоело поношение России, которое я без конца слышу, читаю, вижу в гнусном телевидении. Это просто, знаете, опротивело! Пользуюсь случаем, чтобы сказать об этом во всеуслышание. Это все несправедливо. История России перекореживается. Все люди в истории получают дурные и ложные оценки. Мы живем в нездоровом обществе. И наверное, мы сами, до известной степени, в этом виноваты.
_____Русские люди — скромные. Вот приезжали ко мне наши товарищи из Рязани сейчас. Я говорю: смелее, смелее надо все делать. Ну, говорят, нельзя, мы должны быть скромными… и так далее. Знаете, хорошо быть скромными, но не до такой степени, когда уже не дают дышать. Мне кажется, что в Есенине есть такая твердость. От него, конечно, многому можно набраться. Но прежде всего у него надо учиться чувству национального достоинства. Мы его немножко порастеряли. Россия — грандиозная страна. С грандиозной культурой, музыкой в том числе. Я бываю иногда за границей. Меня приглашают. Там играют мою музыку. У них к нашей музыке колоссальный интерес! Громадный интерес к России, залы полны. Приходят люди, покупают билеты на русскую музыку! И как слушают! Все знают, что успех можно подготовить, организовать и заказать. Из ничего выстрелить, как из базуки. Но то, что я видел, слышал и читал сейчас — отклики новой музыкальной зарубежной критики, — не заказной, а самой серьезной — по отношению к моей музыке, к моим нынешним сочинениям, к старым. Я вижу, происходит переоценка многих суждений, навязанных зарубежным критикам из России. Но я вижу и шире: происходит переоценка всего того, что делалось в искусстве России. Переоценка в высшую сторону. Есть там люди, которые смотрят на нас, я бы сказал, с интересом и уважением.
_____Сергей Есенин — любимый поэт России. Он — легендарный человек. Когда он погиб, я ребенком был, но эта гибель коснулась всех. Все знали. В школах, в училищах, все студенты — никто не остался равнодушным. Гибель Есенина еще ждет своего исследования. Он же был связан и с политической жизнью России. Изучал людей, стоящих во главе всего государства и имел о каждом из них собственное представление. Я думаю, что все это играло большую роль в его дальнейшей судьбе. Это — замечательная личность. И я счастлив от того, что говорю вам это сейчас. Потому что я знаю — меня поймут. Я хочу сказать именно то, что говорю, и ничего другого. Естественно, главное в Есенине — это его поэзия. Его стихи словами совершенно невозможно объяснить. Это тайна поэзии. Об этом вообще трудно говорить. Я, во всяком случае, слов таких не имею. Мне кажется, это самое великое искусство — поэзия Есенина. А он поэт — да простят наши рязанские друзья — не рязанский, не надо его делать рязанским. Он это понимал сам. Обратите внимание: “Не ставьте памятник в Рязани… ”. Это значит — не осаживайте его художественную высоту. Есенин — поэт всемирный, космический, он весь пронизан космосом. У него в этом космосе господствует Христос. Он и судьбу России воспринимал через космические категории. Он говорил, что не социальные страсти и не классовая борьба, а что-то высшее решает судьбу России. “Но леса твои и воды Затуманил бег светил… ” Этот “бег светил” существует, наверное, и мы его называем по-разному.
_____Мы имеем право гордиться Есениным, как, допустим, англичане гордятся Байроном. Сергей Есенин — это колоссальная фигура в мировой поэзии, а он был принижен ниже всякой меры сознательно. И мы с этим, к сожалению, смирились.
_____Я призываю всех вас возвысить свой голос в защиту нашей великой культуры, нашей великой литературы. Я призываю вас: не стыдитесь того, что мы — русские люди! Нельзя ни скромничать, ни стыдиться. Мы такие, какие есть. Меня спрашивают: какой я? Я — русский человек! И дело с концом. Что еще можно сказать?..».

Песнь о России

Люблю тебя, Россия, моя святая Русь!
Люблю и никогда о том не пожалею,
Люблю и навсегда с тобою остаюсь.
Свою судьбу твоей судьбой преодолею!

Люблю тебя, Россия! Нет другой страны,
Родной и близкой сердцу с самого рожденья.
Российскому орлу с державной вышины
Отлично виден путь к вершине восхожденья.

И эту высоту никто не отберет;
Осталось подождать, когда наступит время,
Когда высокий Дух с вершиной совпадет,
И юными орлами возмужает племя.

Люблю тебя, Россия! Поют колокола,
И храмы благодатно двери открывают:
На добрые пути, на славные дела
Молитвою отцов они благословляют.

Люблю тебя, Россия, моя святая Русь!
Люблю и никогда о том не пожалею,
Люблю и навсегда с тобою остаюсь.
Твою судьбу своей судьбой преодолею!

Люблю тебя, Россия!

А. П Р О К О Ф Ь Е В. Май 1999 г.

Ведущая свиридовская тема – Родина, Отечество, Русь Православная. Оригинальна свиридовская «ВЕСЕННЯЯ КАНТАТА» (по мотивам лирики Н.А. Некрасова). Некрасовское видение исторических судеб России: «В столице шум – гремят витии, Бичуя рабство, зло и ложь, А там, во глубине России, Что там? Бог знает… не поймёшь! Над всей равниной беспредельной Стоит такая тишина, Как будто впала в сон смертельный Давно дремавшая страна. Лишь ветер не дает покою Вершинам придорожных ив, И выгибаются дугою, Целуясь с матерью-землею, Колосья бесконечных нив»… Тревожные раздумья классика отечественной словесности: «А там, во глубине России, там вековая тишина… Над всею Русью тишина, но не предшественница сна: ей солнце правды в очи блещет и думу думает она…». Некрасов – в круге чтения Свиридова… Некрасов и его видение нравственно-духовного идеала… Упования автобиографического героя-повествователя: «Где народ, там и стон… Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил…». Каков он, «герой времени» - народный заступник? - «Хлеб полей, возделанных рабами, нейдет мне впрок… То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть… В ком не воспитано чувство свободы, тот не займет его; нужны не годы – нужны столетья, и кровь, и борьба, чтоб человека создать из раба». Традиция свободолюбивого дерзания: «Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…». «С г и б э п о х», «могучее клубление сил». Свиридов одним из первых «р а с п е л» В.В. Хлебникова («Юным», 1965). «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПЕСНИ» (по мотивам А. А. Блока). «СНЕГ ИДЁТ» (1965) Б.Л. Пастернака. «ПАТЕТИЧЕСКАЯ ОРАТОРИЯ» (по мотивам Вл. Маяковского).
… Музыка С. отмечена серьёзностью мысли, этич. возвышенностью, глубиной постижения нац. характеров, естественностью и индивидуальной неповторимостью муз. языка, впитавшего интонации и ритмы живой совр. речи. Новизна и самобытность соединяются в стиле С. с отточенной и изысканной простотой - результатом строгого отбора и максимальной экономии выразит. средств. В соч. 60-х - нач.. 70-х гг. - Концерте памяти А. А. Юрлова (1973), хорах из музыки к драме A.. К. Толстого "Царь Фёдор Иоаннович" (1973) и др. образцах хор. лирики С. усилилась тенденция к сосредоточенности настроений и лаконичности формы. Произведения С. многократно исполнялись за рубежом, их грамзаписи удостоены премий во Франции. С. - автор статей по актуальным вопросам муз. творчества. Ленинская пр. (1960). Гос. пр. СССР (1946, 1968).

Опираясь на библиографические источники (А. Сохор, М. Друскин, О. Тактакишвили, Г. Хубов, Ю. Кремлёв), зафиксируем важнейшие свиридовские

Сочинения, как-то:

муз. комедии - Раскинулось море широко (1943, Моск. Камерный т-р, Барнаул), Огоньки (1951, Киевский т-р муз. комедии); для голоса, хора и орк. - Вольность (слова поэтов-декабристов, 1955, не оконч.), Братья-люди! (сл. Есенина, 1955), Поэма памяти Сергея Есенина (1956), Патетическая оратория (сл. Маяковского, 1959; Ленинская пр., 1960), Мы не верим (Песня о Ленине, сл. Маяковского, 1960), Курские песни (слова нар., 1964; Гос. пр. СССР, 1968), Грустные песни (сл. Блока, 1965), 4 нар. песни (1971), Светлый гость (сл. Есенина, 1965-75); кантаты - Деревянная Русь (маленькая кантата, сл. Есенина, 1964), Снег идёт (маленькая кантата, сл. Пастернака, 1965), Весенняя кантата (сл. Некрасова, 1972), Ода Ленину (сл. Р. И. Рождественского, для чтеца, хора и орк., 1976); для орк. - Три танца (1951), сюита Время, вперёд! (1965), Маленький триптих (1966), Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973), Метель (муз. иллюстрации к повести Пушкина, 1974), симфония для струн. оркестра (1940), Музыка для камерного орк. (1964); концерт для фп. с орк. (1936); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1945; Гос. пр. СССР, 1946), струн. квартет (1947); для фп. - соната (1944), сонатина (1934), Маленькая сюита (1935), 6 пьес (1936), 2 партиты (1947), Альбом пьес для детей (1948), полька (в 4 руки, 1935); для хора (а cappella) - 5 хоров на слова рус. поэтов (1958), Ты запой мне ту песню и Душа грустит о небесах (на сл. Есенина, 1967), 3 хора из музыки к драме А. К. Толстого "Царь Фёдор Иоаннович" (1973), Концерт памяти А. А. Юрлова (1973), 3 миниатюры (хоровод, веснянка, колядка, 1972-75), 3 пьесы из Альбома для детей (1975), Метель (сл. Есенина, 1976); Песни странника (на слова др.-кит. поэтов, для голоса с орк., 1943); Петербургские песни (для сопрано, меццо-сопрано, баритона, баса с фп., скр., влч., сл. Блока, 1963); для голоса с фп. - поэмы: Страна отцов (сл. Исаакяна, 1950), Отчалившая Русь (сл. Есенина, 1977); вок. циклы: 6 романсов на сл. Пушкина (1935), 8 романсов на сл. М. Ю. Лермонтова (1937), Слободская лирика (сл. А. А. Прокофьева и М. В. Исаковского, 1938-58), Смоленский рожок (слова разных сов. поэтов, разные годы), 3 песни на сл. Исаакяна (1949), 3 болг. песни (1950), Из Шекспира (1944-60), Песни на сл. Р. Бёрнса (1955), У меня отец-крестьянин (сл. Есенина, 1957), 3 песни на сл. Блока (1972) 20 песен для баса (разные годы), 6 песен на сл. Блока (1977) и др.; романсы и песни: обр. нар. песен, музыка к драм. спектаклям и кинофильмам.

Укажем также на важнейшие библиографические источники, Литературу:

Сoxop A., Г. В. Свиридов, Л., 1956; его же, Георгий Свиридов, М., 1964, 1972; его же, Традиции и новаторство в творчестве Свиридова, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 10, Л., 1971; его же, Большой художник современности, "СМ", 1975, No 12; Друскин М., Вокальные циклы Г. Свиридова, в сб.: Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 1, М., 1956; то же, в его кн.: История и современность. Статьи о музыке, Л., 1960; Тактакишвили О., О музыке Г. Свиридова, "СМ", 1957, No 9; его же, Певец русского поэтического слова, "СМ", 1975, No 12; Xубов Г., Мужание таланта. Вокальные поэмы Г. Свиридова, в его кн.: О музыке и музыкантах. Очерки и статьи, М., 1959; Кремлёв Ю., О "Патетической оратории" Г. Свиридова, "СМ", 1960, No 4; Полякова Л., Вокальные циклы Г. В. Свиридова, М., 1961; её же, Некоторые вопросы творческого стиля Г. Свиридова, в сб.: Музыка и современность, М., 1962; её же, "Курские песни" Г. Свиридова, М., 1970; Шостакович Д., К 50-летию Г. Свиридова, "СМ", 1965, No 12; Цендровский В., О гармонии Свиридова, в сб.: Музыка и современность, вып. 5, М., 1967; Кабалевский Д., Маяковский входит в мир музыки. О "Патетической оратории" Г. Свиридова, "МЖ", 1968, No 2; Евдокимова Ю., Поэт России, "СМ", 1968, No 6; Полякова Л., Николаев A., "Петербургские песни" Г. Свиридова, там же, 1970, No 5; Георгий Свиридов. Сб. статей, М., 1971; Элик М., "Поэма памяти Сергея Есенина" Г. Свиридова, М., 1971; Раабен Л., Инструментальное творчество Свиридова 30-40-х гг., в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 10, Л., 1971; Живов В., "Патетическая оратория" Г. Свиридова, М., 1973; Сохoр A., Элик M., Песни о России. (Блок в творчестве Г. Свиридова), в кн.: Блок и музыка, Л.-М., 1974; Леденёв Р., Музыка Свиридова в Малом театре, "СМ", 1974, No 9; Pерсон Д., Г. В. Свиридов. Нотобиблиографический справочник, М., 1974; Рубин В., Георгий Свиридов, "МЖ", 1975, No 23; Ильина С., "Курские песни" Свиридова и некоторые особенности его стиля, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 3, М., 1975; Чайковский Б., Георгий Свиридов, "Театр", 1976, No 6.

1.0x